Главное меню:
Школьный музей-
«Великий немецкий гений –
Иоганн Вольфганг Гёте»
Работа по созданию музея-
Открытие музея-
Общий вид
Стенды
Музей-
Текст экскурсии
I. Детство и отрочество
Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-
Отец Гёте был очень строгим. А мать, наоборот, доброй и весёлой. Мать Гёте была образованной женщиной и будила фантазию своих детей. Каждый вечер она рассказывала детям чудесные сказки, а конец дети должны были придумывать сами. Мать Гёте была музыкально одарённой. В свободное время дети часто занимались вместе с матерью музыкой.
Родительский дом состоял из двух зданий. Часто дети проводили время в задней части дома у бабушки. Однажды в Рождество бабушка подарила своим внукам кукольный театр. В большой коробке лежали куклы в великолепных одеяниях. С этого дня Вольфганг и Корнелия проводили все вечера со своим кукольным театром. Вольфганг сам писал тексты для небольших спектаклей. Часто приглашались другие дети, и всё было как в настоящем театре. Для Вольфганга это были самые прекрасные часы.
С раннего детства Гете получал хорошее воспитание и образование. Его обучали отец и домашние учителя. Гёте изучал много иностранных языков. В 10 лет он читал произведения Эзопа и Гомера. Большое впечатление на него произвели романы и народные книги, такие как «Доктор Фауст».
В рабочем кабинете у отца Гёте было большое собрание книг. Он придавал книгам большое значение и заставлял детей много читать.
Вольфганг хорошо и с удовольствием рисовал. В доме на стенах висело много прекрасных картин. На многих из них были изображены итальянские пейзажи. Они интересовали маленького Гёте. От отца Гёте много узнал об Италии, и Италия стала для Гёте страной мечты. Молодому Гёте хотелось путешествовать. Но отец, к сожалению, редко брал его с собой в поездки, Вольфганг побывал только в Мангейме и Заксенхаузене.
Со временем родительский дом стал тесен для Гёте. Он был рад покинуть его, чтобы начать учёбу в другом городе.
II. Годы учёбы в Лейпциге
В 16 лет Гёте уже был подготовлен к академическому обучению. Его отец выбрал для него университет в Лейпциге, в котором учился он сам. Согласно его планам сын должен был изучать юридические науки.
В Лейпциг Гёте прибыл 5 октября 1765 года. Лейпциг, богатый город международных ярмарок, произвёл на Гёте большое впечатление. Гёте писал: «Мой Лейпциг я хвалю! Он – маленький Париж и люд свой формирует». Однако учёба на юридическом факультете его разочаровала. С б’ольшим удовольствием, чем университет, он посещал со своими друзьями места, где они могли бы приятно провести время. Особенно популярным был «Погребок Ауэрбаха». Это был винный погребок, который впоследствии Гёте изобразил в своей трагедии «Фауст».
В Лейпциге 17-
В Лейпциге Гёте написал и свою первую пьесу «Совиновники».
III. Болезнь – Франкфурт – Страсбург
В конце трёхлетней учёбы в Лейпциге у Гёте начался серьёзный кризис со стороны здоровья. В это время он посещал уроки рисования, лекции по медицине и физике, интересовался естественными науками.
Через некоторое время здоровье Вольфганга ухудшилось, он должен был вернуться в свой родной город Франкфурт. После выздоровления у Гёте проснулся интерес к философии. Во Франкфурте он работал также над своими литературными произведениями.
В 1770 году Гёте во второй раз покинул родительский дом, чтобы закончить учёбу в Страсбурге. В Страсбурге Гёте занимался интенсивно и серьёзно. Но он сконцентрировался не на юридических науках, а посещал лекции по медицине и общественно-
Незабываемым впечатлением была для Гёте встреча с теологом и философом Гердером, который жил в ту пору в Страсбурге. Гердер открыл для Гёте Шекспира и народную поэзию.
Новая любовь осветила жизнь Гёте в Страсбурге. Это была любовь к Фридерике Брион, которая жила в Зезенгейме под Страсбургом. Этой девушке Гёте посвятил много лирических стихов. Они образуют цикл «Зезенгеймские песни». К нему относятся знаменитые стихи «Свидание и разлука», «Майская песнь» и другие.
В Страсбурге Гёте защитился и стал доктором права.
IV. Молодой адвокат (Вецлар)
После того как Гёте окончил университет, он возвратился во Франкфурт и стал адвокатом. В следующие 4 года он вёл в своём городе 28 процессов.
В эти годы Гёте много занимался литературой, его особенно интересовали произведения Шекспира. Он написал речь «На день Шекспира», с которой он выступил перед своими друзьями 14 октября 1771 года. В этой речи Гёте сформулировал основные идеи той литературной революции, которая позднее получила название «Буря и натиск».
Типичного героя «Бури и натиска» Гёте изобразил в своей драме «Гётц фон Берлихинген», которую он написал за шесть недель. В Гётце Гёте показал человека, который выступает против действительности, в которой жизнь идёт по законам, дающим право использования кулака.
В мае 1772 года Гёте по предложению отца поехал в город Ветцлар, чтобы углубить там свои юридические познания, работая в Имперском суде. В Вецларе Гёте жил только пару месяцев. Он работал в Имперском суде. Там он познакомился с советником посольства Иоганном Кестнером, ему также был коротко представлен секретарь посольства Карл Вильгельм Йерузалем. Гёте подружился с Иоганном Кестнером и его невестой Шарлоттой Буфф. Но эта дружба длилась недолго, так как Гёте страстно влюбился в Шарлотту. Эта любовь способствовала его новому творчеству.
Гёте не хотел мешать счастью своего друга. Он покинул Вецлар и возвратился во Франкфурт.
V. Франкфурт – Работа над Романом «Вертер» -
Во Франкфурте Гёте узнал о самоубийстве Йерузалема из-
В 1774 году это произведение было напечатано и с восторгом принято в Германии. Позднее роман перепечатывался и был переведён на многие языки. 24-
Последний 1775 год во Франкфурте принёс Гёте новую страстную любовь к 16-
Вскоре у Гёте появилась возможность уехать из Франкфурта.
VI. Гёте в Веймаре
В 1775 году во Франкфурт прибыл наследный принц, будущий герцог, Карл Август Саксонско-
В Веймар Гёте прибыл 7 ноября. Веймар был в ту пору тихим провинциальным городом, в котором было примерно 6 000 жителей.
Несмотря на то, что Гёте был почти на 10 лет старше герцога, они стали вскоре хорошими друзьями и проводили «целые вечера в содержательных беседах о предметах искусства и природы». Через несколько месяцев Гёте захотелось остаться в Веймаре. Он жил в садовом домике, подаренном ему герцогом.
Живя в Веймаре, Гёте пользовался почти неограниченной свободой. Вскоре у него возникло большое желание взять на себя конкретные государственные дела Веймара. В 1776 году Гёте стал служащим веймарского государства в качестве тайного советника. У него было много государственных обязанностей от разработки противопожарных предписаний до участия в политических переговорах между государствами. Через три года Гёте возглавил герцогское управление по строительству дорог. В 1782 году ему было поручено руководство высшим финансовым органом. Он отвечал также за реформы войска и школьного образования. Таким образом, Гёте взял в свои руки все важные должности. Причиной этого было стремление Гёте проверить и испробовать себя в различных областях. Наряду с его служебными обязательствами у Гёте были и иные обязанности: например, он должен был организовывать читательские вечера, приёмы и маскарады, а также руководить ремонтом и обустройством замка после пожара.
В эти годы Гёте завёл много знакомств и приобрёл в Веймаре много друзей. Глубокое впечатление произвели на него красота и ум придворной дамы Шарлотты фон Штейн, которая была на 7 лет старше Гёте. Она была женой герцогского шталмейстера Йозиаса фон Штейна. Между Гёте и этой женщиной возникла духовная близость. Под влиянием Шарлотты фон Штейн в Гёте начался процесс внутреннего преображения: он искал теперь ясность, чистоту и покой, которые он не находил в жизни.
Десять лет жизни в Веймаре были для Гёте продуктивными и в художественном отношении. Он начал работу над своим романом «Вильгельм Мейстер», написал много стихов, сделал первые наброски к трагедии «Фауст». Гёте начал изучать естественные науки, углубился в вопросы геологии и минералогии, занялся анатомией. Ему удалось открыть межчелюстную кость человека.
Непосильная работа Гёте привела к его тяжёлому душевному кризису. Ему нужен был отдых, и Гёте попросил герцога об отпуске на неопределённое время. Ему хотелось уехать, и он был рад, что герцог не отказал ему в просьбе.
VII. Гёте в Италии
С детских лет Италия была страной мечты Гёте. Он лелеял надежду побывать в Италии. Но из Веймара он поехал сначала на лечение в Карлсбад, где он остался ненадолго.
7 сентября 1786 года Гёте отправился под чужим именем Иоганна Филиппа Моллера из Карлсбада на юг. Во время поездки он вёл записи в своём путевом журнале. Ему хотелось записать не только свои мысли и чувства, но и описать всё увиденное и ландшафты. Через неделю он достиг Италии. Ему всё здесь нравилось. Южные ландшафты полностью покорили его.
29 октября он приехал в Рим. Его пребывание в Риме длилось четыре месяца. Основным занятием Гёте в этом городе был осмотр произведений художественного искусства. Гёте хотелось расширить свои историко-
Гёте интересовался также жизнью итальянского народа. В Италии он чувствовал себя, словно вновь родившимся, и интенсивно трудился над своими произведениями: он писал стихи и драмы и работал над романом «Годы учения и странствий Вильгельма Мейстера».
В 1787 году Гёте совершил поездку на юг Италии, осмотрел раскопки города Помпеи, трижды поднимался на Везувий, съездил на Сицилию. В это время он углубился в произведения Гомера, продвинулся в своих научных изысканиях.
После возвращения из южной Италии Гёте в течение года оставался в Риме. Во время своего второго пребывания в этом городе он много работал, нарисовал сепией несколько сотен работ, закончил свои драмы «Эгмонт» и «Ифигения», создал описание « Римского карнавала».
Только в 1788 году Гёте покинул Италию. Незадолго до отъезда он написал в одном письме Гердеру, что Рим был для него городом, в котором он « впервые был по-
VIII. Снова в Веймаре
Возвращение в Германию разочаровало Гёте: герцог был в отъезде, а большинство людей, в том числе и Шарлотта фон Штейн, приняли его холодно. Гёте чувствовал себя одиноким.
Через месяц после своего возвращения из Италии Гёте встретил 23-
В 1788 году Гёте вновь взял на себя обязанности государственного служащего, но лишь в малом объёме. Он ограничился руководством научными и художественными учреждениями, особенно университетом в Йене. Гёте посвятил себя и Веймарскому придворному театру и сделал его за короткий срок одной из значительнейших сцен Германии. Интенсивно занимался Гёте также естественными науками, проводил ботанические, анатомические и оптические опыты.
В 1892 году Гёте должен был сопровождать герцога в военном походе во Францию: немецкие княжества принимали участие в Первом коалиционном походе против революционной Франции. 20 сентября Гёте пережил битву при Вальми, которую выиграла революционная армия. После этой битвы Гёте сказал: «Здесь и теперь начинается новая эпоха мировой истории». Гёте был прав: на следующий день была провозглашена Французская республика.
Счастливым событием для Гёте была встреча с Фридрихом Шиллером. Как ответственный за образование в герцогстве Гёте часто посещал университет в Йене. Там он познакомился с поэтом Фридрихом Шиллером и учёными Вильгельмом и Александром фон Гумбольдт. С братьями Гумбольдт он состоял в переписке до своей смерти, Шиллер стал его другом. Тесная дружба обогатила всех четверых великих немцев.
IX. Дружба с Шиллером и Веймарский театр
Когда Гёте и Шиллер познакомились, Гёте было 45, Шиллеру – 35 лет. Гёте и Шиллер вместе писали свои великие баллады, с 1796 года Шиллер работал над своей трагедией «Валленштейн», а Гёте закончил своё произведение «Годы учения Вильгельма Мейстера» и начал работу над «Фаустом».
Совместная деятельность Гёте и Шиллера была столь обширна, что Шиллер переселился в 1799 году в Веймар. Он дал новые импульсы Гёте для театральной деятельности в Веймаре. Гёте и Шиллер написали много пьес, которые были поставлены в Веймаре. Гёте сам часто выступал в роли актёра, он создавал и декорации к некоторым драмам.
Усилиями Гёте и Шиллера маленькая резиденция Веймар превратилась в центр немецкой культуры. На короткое или длительное время в Веймар приезжали Вильгельм и Александр фон Гумбольдт, Шеллинг, Новалис, Тик, Гегель; Гердер жил в Веймаре. Всё это оживляло духовную жизнь Веймара, что вполне соответствовало интересам герцога.
Тесная дружба обоих поэтов закончилась со смертью Шиллера в 1805 году. Гёте был безутешен. Со здоровьем у него было плохо: он часто страдал от почечных колик и должен был ездить на лечение в Карлсбад или Мариенбад. В Мариенбаде Гёте подружился с женой своего знакомого Виллемера Марианной, у которой также был поэтический талант. После расставания они долго переписывались, причём свои письма они писали в стихотворной форме. Эти стихи Гёте соединил в цикл «Западно-
X. Творческая деятельность
В последующие годы Гёте сконцентрировался на своей научной и поэтической работе. Он закончил первую часть своей трагедии «Фауст» и решил написать историю собственной жизни, которую он назвал «Поэзия и правда».
Гёте создал «Метаморфоз растений», занялся также метаморфозом животных и интенсивно работал над «Учением о цвете». Он привёл в порядок свои коллекции: у Гёте была большая библиотека, тысячи рисунков, собрание минералов, коллекции монет и майолики, собрание различных приборов.
XI. Последние годы жизни
В жизни Гёте было многое, что принесло ему боль и разочарование. В 1816 году умерла его жена Кристиана, после этого Гёте ощущал в себе пустоту. Его жизнь скрашивали регулярная ежедневная работа и книги.
Несмотря на то, что он сконцентрировался на своей работе, Гёте не изолировал себя от окружающих. У него почти ежедневно бывали гости. Среди его посетителей были не только поэты и писатели, но и естествоиспытатели, учёные, занимающиеся искусством, воспитатели, политики.
Из Веймара Гёте уезжал не часто. В 1823 году он предпринял сою последнюю поездку на лечение в Мариенбад, которая принесла ему ещё одну страсть. Он влюбился во внучку его квартирных хозяев Ульрику фон Леветцов. Гёте было тогда 74 года, Ульрике только 19, но его чувства к ней были столь глубоки, что он попросил её руки. Родственники Ульрики были против. Уклончивый ответ Ульрики послужил Гёте поводом для отказа от неё.
Последние годы жизни были для Гёте также несчастливыми. Тяжёлыми испытаниями были для него смерть Великого герцога Карла Августа и известие о смерти в Риме его сына Августа. От этого удара Гёте так и не смог больше оправиться. Несмотря на это, он продолжал работать.
В 1831 году Гёте закончил вторую часть трагедии «Фауст», самое большое дело своей жизни.
17 марта 1832 года Гёте написал письмо Вильгельму фон Гумбольдт, в котором он ответил на вопрос того о работе над «Фаустом». В этот день Гёте уже был тяжело болен, лежал в постели и диктовал текст письма своему секретарю.
Через неделю, 22 марта 1832 года, Гёте умер в возрасте 82 лет. Гёте был похоронен в Веймаре в княжеской усыпальнице.