Снова в Веймаре - Geothe

Перейти к контенту

Главное меню:

Home > Жизненный путь Гёте > Снова в Веймаре

По-русски     Deutsch
        



Кристиана Вульпиус



Театр в Веймаре

Снова в Веймаре

Возвращение в Германию разочаровало Гёте. Герцог был в отъезде: уже несколько лет он состоял в коалиции с Пруссией и чувствовал себя как настоящий прусский генерал. К Гёте он благоволил и по отношению к нему был настроен дружески.
    Многие встретили Гёте холодно, в том числе Шарлотта фон Штейн, которая не простила ему бегства в Италию. Старые друзья Гёте не были в восторге от того, что он привёз из Италии. Гёте чувствовал себя одиноким.
    Через месяц после возвращения из Италии Гёте встретил двадцатитрёхлетнюю девушку Кристиану Вульпиус. Она происходила из мелкобуржуазной семьи и работала на фабрике по изготовлению бумажных цветов. Кристиана стала его любовью, и Гёте поселил её у себя в доме. Сам Гёте характеризовал эту связь следующим образом: «Я женат, но без церемонии». Гёте и Кристиану связывала нежная любовь. Она заботилась о Гёте, как и он о ней. Когда Гёте уезжал, они часто обменивались письмами. Из своих поездок Гёте старался поскорее возвращаться домой. Кристиана стала верной спутницей его жизни. Она подарила ему пятерых детей, но только первый сын Август остался в живых.
    В 1788 году Гёте снова взял на себя обязанности Веймарского государственного служащего, но в ограниченном объёме. Он занялся научными учреждениями и учреждениями культуры, особенно университетом в Йене. Он посвятил себя руководству веймарским придворным театром и  превратил его за короткое время в одну из самых значительных сцен. Интенсивно занимался Гёте и естественными науками, ставил опыты в области ботаники, анатомии и оптики.
   В 1792 году Гёте должен был сопровождать герцога в кампании против Франции: немецкие княжества принимали участие в Первой Коалиционной войне против революционной Франции. 20 сентября  Гёте был свидетелем битвы при Вальми, которую выиграла французская революционная армия. После этого сражения Гёте сказал: «Здесь и сейчас начинается новая эпоха мировой истории». Гёте был прав: на следующий день была провозглашена первая французская республика.
    В качестве ответственного за систему образования в герцогстве Гёте часто посещал университет в Йене. Там он познакомился в 1794 году с профессором истории поэтом Фридрихом Шиллером и учёными Вильгельмом и Александром фон Гумбольдт. С братьями Гумбольдт он состоял в переписке до своей смерти. Тесная дружба обогатила всех четверых великих немцев. Шиллер стал лучшим другом Гёте.
   Когда Гёте и Шиллер познакомились, Гёте было 45 лет, а Шиллеру – 35. Но для их сотрудничества это роли не играло. Отношение к жизни друзей, их взгляд на проблемы современности, их стремление преодолеть недостаток великих немецких тем в немецкой литературе способствовали их сближению. При обоюдном участии Гёте и Шиллер создавали свои баллады, самые знаменитые баллады были написаны в 1897 году, этот год называют «Год баллад». Друзья побуждали также друг друга к новому творчеству. С 1796 года Шиллер работал над своей трагедией «Валленштейн», а Гёте закончил своё произведение «Годы учёбы Вильгельма Мейстера» и взялся за работу над трагедией «Фауст».
    Сотрудничество Гёте и Шиллера было таким глубоким, что в 1799 году Шиллер переехал в Веймар. Он внёс новые импульсы  в деятельность Гёте в Веймарском театре. Гёте и Шиллер написали много произведений для театра, которые были поставлены в Веймаре. Гёте сам выступал часто в роли актёра, он создал также декорации к нескольким драмам.
     Благодаря стараниям Гёте и Шиллера маленькая резиденция Веймар превратилась в центр немецкой культуры. В Веймар приезжали на короткое или длительное время Вильгельм и Александр фон Гумбольдт, Фихте, Шеллинг, Новалис, Тик, Гегель. Гердер жил в Веймаре. Всё это оживило духовную жизнь Веймара, что соответствовало интересам герцога.
    Когда Гёте находился на лечении в посещаемом многими людьми курортном городе Лаухштедт, ему пришла в голову идея построить там новый театр. Свою идею он осуществил в 1802 году. Ему удалось собрать необходимую для строительства сумму, при этом он вложил свои 1500 талеров. Управляющей театром была жена Гёте Кристиана. Репертуар театра был богат. В Лаухштедте были поставлены многие пьесы Гёте и Шиллера, которые пользовались успехом. Но главным детищем Гёте и Шиллера был Веймарский театр.
    Тесная дружба обоих поэтов длилась до смерти Шиллера в 1805 году. После смерти Шиллера Гёте долгое время оставался безутешен.


И. В. Гёте

Ф. Шиллер

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню