Главное меню:
Научные изыскания Гёте
Иоганн Вольфганг Гёте известен не только как величайший немецкий поэт и писатель. Он был и значительным учёным. Его научная деятельность была разнообразна и основательна.
Ещё, будучи студентом, Гёте проявлял интерес к различным наукам, особенно к естествознанию. В Лейпциге и Страсбурге он посещал лекции по этому предмету и общался со студентами биологических факультетов.
Первые шаги в своих исследованиях Гёте сделал в области физиогномики: это метод определения характера и состояния здоровья человека по чертам его лица и по его мимике.
Во время своей долгой болезни в 1770-
Будучи государственным деятелем в Веймаре, Гёте должен был с 1776 года выполнять разные обязанности. Разбивка парков и занятие лесным хозяйством пробудили у него интерес к ботанике. Интерес Гёте к минералогии и геологии проснулся во время его усилий по возобновлению работы рудников в герцогстве Веймар. Исходным пунктом для занятий хроматикой (наукой о красках и цвете) была его деятельность художника: он сам рисовал и был знаком со многими живописцами. Гёте интересовался теоретическими вопросами колорита (колорит = живописная комбинация красок и их оттенков). Так он пришёл к хроматике.
Гёте занимался тем, что его интересовало, всю свою жизнь. В саду за домом на Фрауэнплан в Веймаре он выращивал различные растения и проводил разнообразные биологические опыты. Он занимался метаморфозом растений и написал естественнонаучное произведение «Попытка объяснить метаморфоз растений». После этого Гёте занимался и метаморфозом животных, но его интерес к хроматике был больше, и Гёте ушёл с головой, прежде всего, в хроматику. Результат своих исследований света, цвета и его влияния на человека Гёте опубликовал в1810 году в книге «К учению о цвете».
В течение своей жизни Гёте написал много статей и больших произведений по вопросам философии, биологии, анатомии, хроматики и оптики, геологии, минералогии, астрономии, искусства, литературы и театра. Полное собрание сочинений Гёте составляет 133 тома, 14 из них образуют его научные произведения.
Он сам писал о своей жизни:
Дали мира, жизни шири,
Долгими стремленья были,
Вечно в поиске, в творенье,
Дел продленье, закругленье,
Старое всё сохранялось,
Всё, что ново, принималось,
Дух был бодр и чисты цели:
Что ж! Так годы и летели.
(Перевод Т.Е. Дрожжиной)
Гёте и морфология
С молодых лет Гёте интересовался различными созданиями и явлениями природы. Он хотел познать законы природы. Гёте исследовал живых существ и растения и занимался, прежде всего, их развитием и преображением. Это были занятия морфологией.
Термин «морфология» был употреблён в произведениях Гёте впервые в истории науки. Гёте взял это слово из латинского языка для названия своего учения.
Морфология (учение о форме) – это наука о форме, о строении и о развитии организма и его частей, а также их преобразований (метаморфоза) в процессе их развития.
Метаморфоз – это превращение, преображение; это значит развитие живых существ от яйца до половозрелости (напр. лягушки: яйцо – головастик -
Метаморфоз был предметом исследований Гёте. Гёте ввёл новый метод исследования: сравнительную морфологию (при исследовании Гёте сравнивал различные части и органы растений и животных и делал свои выводы). Метод Гёте позволил ему установить в биологии единство растений, а в зоологии – единство животных. Однако он наблюдал при этом единстве различия между организмами, а также метаморфоз как у животных, так и у растений.
В 1790 году появилось произведение Гёте « Попытка объяснить метаморфоз растений». В этой работе Гёте описал шаги своих исследований от ростка через все стадии развития до цветущего растения и далее до плода и семени. В своём произведении он изложил в первую очередь метаморфоз листа. Гёте сравнил друг с другом листки зародышей, листья на стебле, верхушечные листья, листочки цветочной чашечки, цветочные лепестки, тычинки и пестики и пришёл к выводу, что все эти органы растений являются видоизменениями (метаморфозом) одного единственного органа – листа.
Гёте писал о трёх видах метаморфоза: правильном (нормальное развитие растений), неправильном (напр. проросшая роза) и случайном метаморфозе, который бывает под воздействием извне, особенно вызывается насекомыми (напр. сросшиеся листья).
В своём произведении Гёте употреблял понятие «прарастение». Под прарастением он понимал то растение, от которого должны были бы происходить все виды растений, по образу которого построены все остальные растения. Во время своего итальянского путешествия Гёте даже пытался найти такое прарастение в богатых садах Италии, но это ему не удалось. Гёте сам нарисовал прарастение, как он его себе представлял.
В 1798 году была издана элегия Гёте «Метаморфоз растений», в которой он кратко изложил своё учение в стихотворной форме.
Желанием Гёте было « найти то, что было бы общим для всех растений без исключения», и вот он открыл закон о метаморфозе растений.
И. В. Гете
МЕТАМОРФОЗ РАСТЕНИЙ
1798
Ты смущена, подруга, смешеньем тысячекратным
Этих, заполнивших сад, густо растущих цветов;
Множеству ты внимала имен, в твой слух беспрестанно
Диким звучаньем они входят – одно за другим.
Образы все – и подобны, и каждый от прочего все же
Разнится: в их кругу тайный заложен закон,
Скрыта загадка святая. О, если бы мог я любимой
В проникновенных словах тайну немедля открыть!
Пусть наблюдает теперь, как исподволь, мало-
Вверх растение шло, цвет образуя и плод.
Произрастает оно из семян, лишь тихие недра
Плодотворящей земли в жизнь отпускают его,
Чтобы лучам светила, святого в извечном движенье,
Вверить нежнейший состав листьев, начавших расти.
Скромно сила спала в семенах; и прообраз начальный,
Замкнут в себе, лежал, под оболочкой согбен.
Корень, лист и росток бесцветны и полуразвиты;
Так незаметную жизнь холит сухое зерно,
Пухнет, кверху стремясь, доверясь благостной влаге,
Вот внезапно встает из окружающей тьмы.
С виду прост еще появленья первого облик,
Так означает себя между растений дитя.
Вскоре затем пробившись, дальнейший побег обновляет,
Узел к узлу выводя, образ, возникший сперва.
Все ж он неодинаков; родится, разнообразно
Скроен – видишь ли ты, – каждый дальнейший листок:
Шире, либо зубчатей, раздельней в конце или в долях,
Сросшись, гнездились досель в органе нижнем они.
Определенное так выступает впервой совершенство,
Коим у многих пород милая изумлена.
В частых жилках, в зубцах, на тучно упитанной плоти,
Кажется, пышный побег волен расти без конца.
Здесь-
Чтоб к совершенству его нежно направить потом.
Меньше соку она по суженным гонит сосудам,
Нежность хлопочущих сил формой запечатлена.
Медленно ток от краев развитых прочь отступает,
Жилка у черенка обрисовалась полней.
Но, безлиствен и скор, вздымается стебель нежнейший
Образ дивный возник, взоры влекущий к себе.
Вкруг кольцом один к другому расположился
В большем иль меньшем числе листиков сходственных строй
Плотная, вкруг оси, образуется чашечка тайно,
Выпустит венчик цветной, жаждая высшей красы.
Так природа цветет в высоком полном явленье,
Член за членом творя в строгой чреде степеней.
Снова ты в изумленье, когда над постройкой из листьев
Разнообразных встает, зыблясь на стебле, цветок.
Роскошь, однако, хранит зарок творенья другого:
Да, окрашенный лист чует Всевышнего длань.
Вот сжимается он проворно; нежнейшие формы
Силятся парно расти, чтоб сочетаться затем.
Друг подле друга стоят в обнимку нежные пары,
Много строится их перед святым алтарем.
Резвый парит Гимен, и дивные благоуханья,
Густо и сладко струясь, все оживляют вокруг.
Пухнут врозь теперь ростки, несметные счетом,
Бережно в чреве сокрыв плод набухающий свой.
3десь замыкает природа кольцо из сил вековечных,
Но приобщиться спешит новое тотчас к нему,
Так что крепкая цепь до скончания века продлится,
В целом все оживит так же, как всякую часть
Взор, любимая, кинь теперь на пестрые сонмы,
Их мелькание впредь с толку тебя не собьет.
Каждое нынче растенье твердит о вечных законах,
Внятней и внятней с тобой каждый цветок говорит.
Если ж твой взор искушен в письменах священных богини,
Их ты признаешь везде и в измененных чертах.
Робко ль ползет червячок, деловито ль бабочка вьется,
Сменит ли сам человек образ, каким наделен.
О, припомни тогда, как первый зародыш знакомства
Вырос невидимо в нас, милым обычаем став,
Как в глубинах душевных окрепшая дружба раскрылась,
Как, наконец, Амур создал цветы и плоды
Вспомни, как в разных чертах, раскрывшись тихо, природа
Поочередно дала образы чувствам живым.
Радуйся также и дню настоящему! Близко святая
Наша любовь к плоду высшему – общности чувств,
Общности взглядов, чтобы, в воззренье, согласном и стройном,
Связь упрочив, чета мир высочайший нашла.
Перевод Юлиуса Фритса
Учение о цвете
Учение Гёте о цвете.... Цветопсихология....
Над своим произведением «К учению о цвете» Гёте работал почти 20 лет. Это самое большое произведение Гёте, заполнившее два тома с приложением, вышло в свет в 1810 году.
Произведение состояло из трёх частей: в первой части Гёте представил свои эксперименты в области хроматики и свои выводы, во второй части он критиковал учение о цвете Ньютона, в третьей части он рассматривал различные исторические теории о цвете и свете. Приложение содержало таблицы, которые иллюстрировали эксперименты Гёте. В 1820 году Гёте опубликовал и свои «Добавления к учению о цвете».
Тема цвета занимала Гёте с 1777 года, тогда он путешествовал зимой по Гарцу и видел однажды вечером в свете вечернего солнца цветные тени на снегу на горе Брокен. Гёте был поражён и восхищён, и у него зародилось желание разгадать это чудесное явление природы.
Свои первые колористические опыты Гёте провёл совместно с художницей Кауфман в Италии. Позднее в Веймаре он решил рассмотреть проблемы цвета с физической стороны. При своих исследованиях Гёте редко пользовался какими бы то ни было приборами. Средством его познания природы было наблюдение. Он утверждал: « Человек сам по себе, доколе он использует свои здоровые органы чувств, является величайшим и точнейшим физическим аппаратом, который только может быть»… При проведении опытов Гёте использовал только некоторые линзы, призмы и цветные стёкла.
Гёте знал основу оптики Ньютона: закон преломления света. В результате экспериментов Ньютон пришёл к выводу, что белый свет состоит из лучей разного цвета и может быть разложен с помощью призмы на эти цветные лучи, что он и назвал преломлением света (рефракцией).
Гёте пытался повторить эксперимент Ньютона, при этом он рассчитывал увидеть на белой стене нечто подобное радуге. Но он был разочарован: стена осталась белой, только на тёмном оконном переплёте он заметил несколько цветных участков. После этого Гёте заявил, что теория Ньютона неверна, и создал своё собственное учение. Он пытался показать, что белый свет не состоит из различных цветных лучей. Он утверждал, что цвета возникают при взаимодействии света и тьмы. Это должны были доказать его наблюдения за кантовыми спектрами: Гёте смотрел через призму на свет в окне и видел обрамления разного цвета по обеим сторонам (на кантах) тёмных планок оконного переплёта. Этот вид цвета Гёте причислил к физическим цветам, которые возникают в нашем глазу под воздействием внешних причин.
Гёте много занимался также и физиологическими цветами. Он описал множество экспериментов, в результате которых он пришёл к выводу, что эти цвета – мимолётные порождения самого глаза. Гёте писал о кажущихся цветах (о цветах, которые воспринимаются не такими, какими являются на самом деле), о цветных фантомах (долго остающихся в глазу виденных световых образах), об обмане зрения (иллюзиях) и о патологических цветах (например, при дальтонизме = световой слепоте).
Третьим видом цветов были у Гёте химические цвета. Это были предметные цвета: каждый предмет, на который падает свет, отражает только часть спектра этого света, другую часть он абсорбирует (поглощает). Глаз воспринимает отражённые световые лучи как цвет предмета.
Три цвета Гёте считал чистыми: жёлтый, синий и красный. Остальные цвета он называл смешением цветов (дополнительными цветами).
Гёте нарисовал цветовой круг, где дополнительные цвета хорошо просматриваются на простой иллюстрации. В этом круге чистые цвета жёлтый, красный и синий расположены напротив трёх дополнительных цветов – фиолетового, зелёного и оранжевого.
Гёте занимался также и чувственно-
Вот несколько примеров из произведения Гёте:
«Жёлтый цвет – это самый близкий цвет к свету… и обладает весёлыми, радостными, чуть возбуждающими свойствами…»
«Оранжевый цвет…демонстрирует нежное затухание заходящего солнца. Поэтому он приятен как окружение, а как цвет одежды радостен или великолепен…»
«Синий цвет… вызывает у нас чувство холода, так же, как он напоминает нам о тени… Комнаты, сплошь оклеенные синими обоями, кажутся, в некоторой степени, более широкими, но, собственно говоря, пустыми и холодными…»
«Фиолетовый цвет… Вероятно, можно утверждать, что обои чистого насыщенного фиолетового цвета являются чем-
«Красный цвет… Влияние этого цвета единственно в своём роде, как и его природа. Он производит впечатление как серьёзности и достоинства, так и очарования и привлекательности. Таким образом, и достойные старики, и любезная молодёжь могут носить одежду одного цвета».
«Зелёный цвет… наш глаз находит в нём реальное удовлетворение,… поэтому для комнат, в которых находятся постоянно, как правило, выбирают зелёные обои». (Впрочем, стены комнат в доме Гёте на Фрауэнплан в Веймаре были окрашены зелёным цветом!)
Произведение Гёте « К учению о цвете» резко критиковалось учёными-
Несмотря на то, что учение Гёте о цвете не было признано специалистами, оно до сих пор используется деятелями искусства. В его учении о цвете художники находят ответ на вопрос, как можно приводить к гармонии цвета и их оттенки, чтобы достичь художественной колористичности.
Наблюдения и методы Гёте в отношении влияния цветов дали толчок к развитию нового направления в психологии: цветопсихологии, которая имеет ныне большое значение при оформлении жилых и рабочих помещений, при изготовлении одежды и особенно для цветотерапии при лечении больных людей, а также для снятия стрессов и предупреждения различных заболеваний.